Бриль Игорь Михайлович

Преподаватель отделения фортепиано (джазовая специализация) ГМУЭДИ,
Народный артист Российской Федерации, профессор Российской Академии Музыки им. Гнесиных; автор наиболее популярного джазового учебного пособия на русском языке «Практический курс джазовой импровизации», с 1979 г. выдержавшего уже 8 изданий.

Родился 9 июня 1944 г. в Москве. Закончил Институт им. Гнесиных по классу профессора Теодора Гутмана.
Первая известность на широкой джазовой сцене — 1965 г., II Московский джазовый фестиваль. Позже советская пластиночная монополия «Мелодия» выпустила цикл студийных альбомов, на которых был повторен фестивальный материал — «Джаз-65».
Трио Игоря Бриля (Бриль — фортепиано, Алексей Исплатовский — контрабас, Владимир Журавский — ударные) было представлено на альбомах тремя композициями, одну из которых — блюз «Пробуждение» — написал Игорь Бриль.

1966 г. — трио Игоря Бриля (с новым басистом Владимиром Смоляницким) становится ритм-секцией оркестра «ВИО-66» п/у Юрия Саульского, где Бриль сотрудничает с саксофонистом Алексеем Козловым (например, пьеса Козлова и Бриля «Черное и Голубое» вышла на альбоме «Джаз-67», записанном «Мелодией» на одноименном московском фестивале). Игорь Бриль проработал в составе оркестра более двух лет (до 1968 г.).

1968 г. — Игорь Бриль под влиянием услышанных им записей пианиста Денни Зейдлина в значительной степени меняет исполнительскую манеру; начинает сотрудничество с флюгельгорнистом Германом Лукьяновым.

1969-1971 гг. — участие в квинтетах, секстетах, септетах с Германом Лукьяновым; ряд записей в дуэтах Германа Лукьянова и в составе его трио (с барабанщиком Михаилом Кудряшовым). Параллельно Бриль выступает с собственным трио, в том числе на фестивалях в Болгарии, ГДР, на Кубе и на фестивале Jazz Jamboree-71 в Варшаве (одна композиция Бриля вошла в фестивальный альбом, попав на одну сторону пластинки с записью вибрафониста Гэри Бертона).

1974 г. — совместная запись в Москве с польским пианистом Адамом Маковичем.

1975 г. — отказ от формата трио. Выступление на международном джазовом фестивале в Белграде с первым составом секстета Игоря Бриля, в котором появляется альт-саксофонист Александр Осейчук. Формирование постоянного состава секстета: помимо Бриля и Осейчука, туда вошли тенор-саксофонист Алексей Набатов, трубач Николай Батхин и др. (студенты Бриля в джазовой студии Дворца культуры Москворечье, ныне Московский колледж импровизационной музыки, где Игорь Бриль вел классы джазовой гармонии и фортепиано).

1976 г. — Участие секстета в записи музыки Джорджа Гершвина из мюзикла «Girl Crazy» совместно с хором п/у Бориса Тевлина, выступление с хором в Большом зале Московской консерватории.

1977 г. — Игорь Бриль приобретает электрический рояль Elca, что приводит к усилению джаз-рокового начала в музыке его ансамбля. В ритм-секцию ансамбля, помимо барабанщика Арнольда Гороховского, входят Александр Брыксин (конги) и Виктор Вист (бонги), расширив ансамбль до октета. Запись первого LP ансамбля — «Утро Земли» (Мелодия, 1977).

1978 г. — ансамбль Игоря Бриля участвует в XI всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване (Куба). Музыканты несколько раз участвуют в джемах с кубинской группой Irakere (в разные годы в ее состав входили саксофонист Пакито Д’Ривера, трубач Артуро Сандоваль, пианист Хесус «Чучо» Вальдес и др.).

1981 г. — выходит LP «Оркестр приехал» (Мелодия), подводящий итог «электрическому» периоду. Игорь Бриль меняет состав ансамбля, оставив два духовых инструмента (альт-саксофон — Александр Осейчук, труба — Николай Батхин), вернувшись к акустическому роялю и заменив бас-гитару контрабасом (Анатолий Соболев). Стилистика ансамбля также меняется, практически уходит джаз-роковое звучание, сложные аранжировки сменяются обильными импровизационными соло.

1985 г. — выходит LP «Перед заходом солнца» (Мелодия), содержащий записи акустического состава 1981-84 гг. Игорь Бриль вновь, как и в начале 70-х, много работает в дуэтах: с саксофонистами Александром Осейчуком, Сергеем Гурбелошвили, гитаристом Алексеем Кузнецовым (один трек записи такого дуэта опубликован на CD Алексея Кузнецова «Голубой коралл плюс» — SoLyd Records, 1997), вокалистками Татевик Оганесян и Ларисой Долиной, пианистами Тыну Найсоо и Леонидом Пташко.

1988 г. — гастроли в США (Нью-Йорк, Вашингтон, Солт-Лейк-Сити, ряд колледжей и университетов Восточного побережья). Состав: Александр Осейчук — альт-саксофон, Алексей Кузнецов — гитара, Виктор Двоскин — контрабас, Евгений Рябой — барабаны. Запись концерта в клубе Village Gate выпущена на CD лейблом Mobile Fidelity (Igor Brill & The All-Star Jazz Band — Live At The Village Gate, Mobile Fidelity MFCD-861). Один из LP «Мелодии» переиздан в США лейблом East Wind.

1989 г. — гастроли в США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско). Состав: Александр Осейчук — альт-саксофон, Алексей Кузнецов — гитара, Виктор Двоскин — контрабас, Евгений Рябой — барабаны. Гастроли проведены по инициативе муниципальных властей г. Милл Вэлли (Калифорния) — побратима Олимпийской Деревни в Москве. В трех концертах в Сан-Франциско участвовали Джо Хендерсон (тенор-саксофон) и Бобби Хатчерсон (вибрафон).

1990 г. — Игорь Бриль создает новый ансамбль, «Игорь Бриль и Новое поколение», с участием своих сыновей-близнецов — Дмитрия (сопрано-саксофон) и Александра (тенор-саксофон). Состав существует до настоящего времени — то в виде трио, то как квинтет (плюс барабанщик Дмитрий Севастьянов и басист Антон Ревнюк).

1997 г. — в Концертном зале им. Чайковского проходит концерт, посвященный 35-летию творческой деятельности Игоря Бриля; сам он выходит на сцену в нескольких составах, в концерте участвует свыше 20 музыкантов. На лейбле «SoLyd Records» выходит CD «В пути», составленный из записей прежних лет.

1998 г. — трио «Новое поколение» выступает в Дели на Днях российской культуры в Индии; квинтет «Игорь Бриль и Новое поколение» выступает на фестивале Du Maurier Jazz Festival в Монреале (Канада).

1999 г. — на лейбле Boheme Music выходит CD «Time Remembered», составленный из записей Игоря Бриля 60-70-х гг.